13 Декабря 2010

Хозяин «каменой ваты»

Генеральный директор ОАО «Термостепс-МТЛ» Олег Подгорный рассказал «Делу» о запуске нового производства базальтовых утеплителей, а также об итогах работы предприятия в 2010 году и начале ребрендинга компании.

В 2009 году «Термостепс-МТЛ» показал ощутимое падение выручки и убыток. Удалось ли переломить ситуацию, и с какими финансовыми результатами предприятие подходит к концу 2010 года?

– Показатели 2009 года были связаны как с падением рынка до 40-50% из-за кризиса, так и с тем, что мы входили в него с двумя большими инвестиционными проектами. На момент начала кризиса один инвестиционный проект – запуск второй линии по производству сэндвич-панелей – только успели завершить. Второй – новое производство утеплителя на основе базальтового волокна – находился на середине пути. Было непросто. Но в 2010 году мы провели реорганизацию, оптимизацию, кардинально изменили систему продаж, усилили экспансию в регионы. Кроме того что у нас была выстроена система работы с дилерами, в конце 2009 года мы начали вводить прямые продажи, набирать представителей в регионах. Все эти меры начали приносить эффект где-то с середины 2010 года. И объемы производства, и выручка по результатам текущего года в целом будут более чем на 20% превышать прошлогодние показатели. Операционная прибыль уже положительная, но в чистом виде завод пока покажет убыток. Это связано с очень высокой кредитной нагрузкой, образовавшейся в ходе реализации инвестпроектов, и с возросшей в этом году роли курсовой разницы.

До докризисных объемов еще далеко?

– По обороту мы отстаем на 20%. Перешагнуть этот рубеж планируем только в следующем году.

Как сейчас организован сбыт продукции на предприятии и какова его география?

– У нас есть дилерская сеть, которая выросла по сравнению с докризисным периодом практически в два раза и насчитывает более 40 дилеров в крупнейших регионах страны. Плюс на всех ключевых территориях работают наши региональные представители, которые отвечают как за работу дилеров на своей территории, так и за прямые продажи. Основная география сбыта простирается от Омска до Санкт-Петербурга, также включает в себя Казахстан. В этом году мы работали еще и с Узбекистаном, Украиной, но пока эти страны занимают небольшую долю в нашем портфеле.

Менялась ли за последнее время ваша ценовая политика?

– В конце 2009 года, когда на строительном рынке были особенно востребованы недорогие решения, мы разработали новый продукт под названием «Термощит». Это панель эконом-класса. Если «Термопанель», являющаяся премиум-продуктом, всегда была дороже рынка на 5% и сохраняет это соотношение, то «Термощит» находится в рынке с другими производителями. Вообще в 2009 году цена на панели упала на 29%, потом начала медленно расти и сейчас не дотягивает до докризисного уровня на 10%.

Как изменилась доля «Термостепс-МТЛ» на российском рынке сэндвич-панелей за последние два-три года?

– На конец 2007 года, по данным оценки от независимого эксперта компании BCG, наша доля была 14,5%. Сейчас, по нашей внутренней оценке, доля предприятия на рынке чуть выше, в районе 15-16%. При том что в России порядка 100 производителей. Мы считаем себя первыми на рынке.

Какова динамика кредиторской нагрузки предприятия?

– За два года кредиторская нагрузка не увеличилась. По оборотным кредитам мы ее даже снизили. Несмотря на убытки компании, все два года мы работали за счет оптимизации процессов и существовали на свои деньги. Наши основные кредиторы — Сбербанк и Юникредит. Недавно начали сотрудничать с Первобанком.

В декабре предприятие планирует запуск новой линии по производству утеплителя на основе базальтового волокна. Сколько инвестиций потребовало строительство цеха, и каковы параметры нового производства?

– Этот проект был запущен еще в конце 2007 года. К началу кризиса было потрачено больше 20 миллионов евро. Было закуплено оборудование, доставлено к нам на площадку. Но когда стало понятно, что рынок «проседает» почти на половину, мы приостановили проект. Возобновили, когда пришло понимание, что мы выживем и будем в состоянии развиваться дальше, и завершили его за год. Общий объем инвестиций составил 1 миллиард рублей. Мы открыли 100 дополнительных рабочих мест.

Производственная мощность новой линии 5,2 тонн волокна в час. Это в полтора раза больше, чем существовавшие мощности. С началом эксплуатации нового цеха нам не придется закупать утеплитель на стороне, как это приходилось делать раньше, когда мощностей по его производству на предприятии было в два раза меньше, чем по панелям. И у нас большие планы по продаже отдельно утеплителя на рынке строительных материалов. Кроме использования в панелях типа «сэндвич», он применяется в многоэтажном и частном домостроении, производственном секторе. Его реализацией будет заниматься как существующая, так и специально созданная под этот продукт новая дилерская сеть. На первый год мы запланировали произвести 36 тысяч тонн волокна при проектной мощности 43 тысячи тонн.

Сейчас «Термостепс-МТЛ» разрабатывает концепцию ребрендинга. С чем связан такой шаг?

– Причин несколько. Одна из них — незащищенность бренда «Термопанель». Это очень популярный, подделываемый бренд. Слово стало общеупотребительным, и зарегистрировать такой бренд нельзя. Во-вторых, мы хотим дистанцироваться от ассоциирования нашего предприятия с московской компанией «Термостепс», которая по-прежнему принадлежит Андрею Ищуку. И, наконец, мир меняется, у компании есть новое видение того, чем она является и чем хочет стать. Нам нужен более современный, динамичный бренд. Вообще-то говоря, на нашем рынке, где бизнес работает для бизнеса, большее значение имеет репутация, опыт работы с компанией. Но мы хотим подкрепить это еще и брендом. Тем более что в связи с запуском новой линии мы выходим дополнительно на рынок B2C, обычных потребителей. В следующем году у нас будет два новых бренда для двух наших продуктов: сэндвич-панелей, которые, скорее всего, поменяют свое названия с «Термопанелей» на какое-то другое, и нового утеплителя, у которого появится свое название.

Как сейчас собственник «Термостепс-МТЛ» оценивает свой самарский актив?

– Собственник работает, в основном, в нефтегазовом и телекоммуникационном секторах. Производство строительных материалов для него специфичный бизнес. И самарский завод - первый опыт в этой сфере. Окончательное оформление сделки состоялось в середине 2008 года, и через два месяца наступил кризис. Сначала состояние было шоковое. Но, несмотря на то, что «Термостепс-МТЛ» два года борется за жизнь в достаточно сложных экономических и рыночных условиях, собственник очень высоко оценивает перспективы предприятия и уверен, что этот бизнес будет успешным.

Развивать предприятие планируется собственными силами или рассматривается вариант привлечения партнеров?

– Стратегия наших собственников такова, что в большинстве случаев они работают в партнерстве или с предыдущими владельцами компаний, или с новыми стратегическими инвесторами. В данном случае сложилась так, что фонд является 100%-ными владельцем «Термостепс-МТЛ», поэтому мы не исключаем привлечения инвестора со стороны и даже делали предложения некоторым компаниям. Этот процесс не прекращается ни на минуту. С одной стороны, мы ищем инвесторов, которые могли бы войти в наш бизнес, с другой, проводим постоянную работу по поиску активов, в капитал которых могли бы войти мы сами. И с большинством потенциальных инвесторов мы ведем переговоры о том, чтобы они внесли свою долю уже в новый, объединенный бизнес. Надеюсь, что через полгода-год нам будет о чем рассказать: кого мы купили и с кем совместно. Пока конкретных договоренностей нет, но это будет сделка на российском рынке, не в Поволжье.

Каковы производственные и финансовые планы предприятия на 2011 год?

– Колоссальные. Думаю, по объему производства панелей в физическом выражении мы чуть-чуть перешагнем докризисный 2008 год. Но в связи с тем, что у нас появляется новый цех, мы ожидаем 22%-ный прирост выручки по сравнению с 2008 годом. Операционная прибыль будет рекордная для компании. Для этого все есть. Мы многое сделали по оптимизации операционных циклов и усилению коммерческих возможностей в 2009 году. Результаты этого видны уже по второй половине этого года, в которой у нас очень хорошие экономические показатели.

А строительный рынок готов к тому, чтобы ваши планы реализовались?

– Сейчас строительный рынок показывает неплохую динамику. Не знаем, насколько она долгосрочная. В конце года всегда бывает всплеск, так как нужно освоить различные виды бюджетов. Но независимо от того, будет нам рынок помогать или нет, мы уверены, что наш план будет реализован. Если не за счет рынка, так за счет конкурентов.

23760

Подписаться на новости


К списку новостей

 
Рассчитать стоимость